История создания Дискового насоса: от Н. Тесла до наших дней.
Первый "дисковый насосный механизм" Саржента.
Возникновение концепции дискового насоса относится к 1850 году. Насос был изобретен в Соединенных Штатах Саржентом, который, взяв набор из 29 параллельных дисков, располагающихся с интервалом в несколько тысячных дюйма, поместил их в оболочку из металличекой полосы и проделал в этой полосе множество отверстий, позволяющих жидкости проникать в конструкцию и выходить из нее.
Это был первый пример насоса, действующего, исключительно, на основе принципа пограничного слоя / вязкостного сопротивления. Хотя, что касается перекачивания, то шло оно с небольшим успехом.
Фрикционный насос Тесла (Турбина Тесла)
Дальнейшее развитие идее дал изобретатель Никола Тесла -американец сербского происхождения. Примерно, в 1908 году он убрал металлическую полосу, располагавшуюся вокруг дисков, сохранив небольшое расстояние между дисками. И тем самым несколько улучшив производительность насоса. Тесла настаивал на сохранении очень небольшого интервала между дисками, полагая, что если бы диски располагались слишком далеко друг от друга, то в определенный момент насос перестал бы качать. Это упорство в сохранении очень узкого промежутка между дисками значительно ограничивало возможности насоса по перекачке невязких жидкостей, которая происходила очень неэффективно. Так что идея насосного механизма, основанного на дисках была почти забыта. Наиболее известное воплощение принципа: турбина Тесла - патент Тесла #1,061,206 который был подан в 1909 и принят в 1913.
Discpaс с плоскими дисками
Затем, в 70-е годы нашего столетия, Макс Гурт (Max Gurth)- изобретатель из южной Калифорнии вновь обратился к этой концепции. Он обнаружил, что интервал между дисками может быть увеличен вплоть до 500 мм и, вопреки ожиданиям занимающихся насосами экспертов-теоретиков, при этих расстояниях принцип пограничного слоя / вязкостного сопротивления все еще был применим. Более того, поток оставался свободным от пульсаций и ламинарным. Одним из из наиболее интересных открытий изобретателя стало то , что в отличие от других насосов, дисковый насос стал более эффективен при повышенной вязкости, превосходя эффективность аналогичных по размеру центробежных насосов при вязкостях жидкости выше, чем 250 cPs.
Оригинальная конструкция механизма Discpac была запатентована в 1982 году. Она может состоять из двадцати дисков, отстоящих друг от друга на расстоянии от 203 мм до 508 мм.
Высоконапорная конструкция Discpac
В 1988 году было разработано и запатентовано второе поколение механизма Discpac, получившее название “высоконапорная конструкция” (high head Discpac). Она оказалась лучше приспособлена, чем плоские диски, к работе с сильно абразивными жидкостями, насыщенными воздухом жидкостями и к работе в изменяющихся условиях перекачки- таких, как значительные или резкие изменения скорости потока.